Птицына Юлия Дмитриевна
Консультация для родителей Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет.
Описание: Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать на некоторые выходки изменившегося ребёнка, а главное, как помочь малышу справиться с самим собой.
Малыша-ангелочка, которого вы родили около двух с половиной лет назад, исчез. Появился маленький монстр, деспот, эгоист, он издевается, проверяет нервы на прочность и с интересом любуется на вас, когда вы вне себя. Это кризис трёх лет. Первые два – кризис новорожденности и года – прошли незаметно и благополучно, а вот что делать с этим? Не обращать внимания, жить как раньше – невозможно. Что с ребёнком? Всё в норме. Дитятко прожило достаточно времени, ориентируясь на вас: ваше настроение, поведение, действия, манеры воспринимались ребёнком как его собственные. И вдруг такая находка – «Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но эту находку нельзя потрогать, попробовать на зуб, разобрать, ей можно позабавиться, только проявляя в поведении, чем дитё охотно и занимается: ноет, закатывает истерики, выражает строптивость.
В простонародье таких детей по-разному называют. Возрастные же психологи говорят, что кризис развития нужен для формирования личности ребёнка. А вот как пройдёт этот кризис и каким после станет ребёнок, зависит от взрослых. Поэтому вот вам руководство к действию. Наберитесь терпения. Упрямство, строптивость, негативизм, своеволие, бунт, деспотизм, обесценивание человеческих норм поведения – характерные черты этого периода. Не думайте, что «вам достался» несносный ребёнок, он просто ещё не научился себя вести. Он не знает как «играть» со своей находкой «я».
- Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе, какая она – хорошая или плохая. Именно в этот период закладывается самооценка, а значит, задача родителей – не скупиться на одобрения, не критиковать без веских причин.
- Ребёнку важно всё делать самому, и это не только есть, одеваться, чистить зубы – так развивается его самостоятельность; сейчас же формируется и независимость, а значит – важно и решения самому принимать. Уступайте ребёнку, выстраивайте общение так, чтобы он имел возможность переубедить вас, хотя бы в мелочах, «мелочь» ведь для вас, а для ребёнка всё существенно.
- Упрямство – своеобразный тренажёр воли, не изводите его на корню, идите на разумные компромиссы.
- Зная об особенностях периода, смените тактику. Нравится ребёнку проявлять упрямство, вредничать, поиграйте с ним так, чтобы он мог реализовать эти свои черты, выпустить пар в игре. Я, например, кормлю дочь, запрещая есть из моей тарелки. Радуюсь, когда Алиса не надевает тапки, и кладу их на верхнюю полку шкафа, обувь сразу становится востребована. Берите ребёнка «на слабо» (тебе это всё не съесть!). Запрещая что-либо понарошку, не будьте слишком серьёзны, развлекитесь вместе, посмейтесь над детским непослушанием. Здесь главное, чтобы малыш точно понимал, где игра, а где реальные требования.
- Надо заметить ещё и то, что весь негатив кризиса выливается на человека, который ближе всех в общении. Мама часто может слышать в этот период от отца, бабушек, нянь, воспитателей: «С нами он (ребёнок) так себя не ведёт!». И понятно, ведь всё предшествующее время малыш жил именно мамой (или тем, кто её заменяет), поэтому сейчас противопоставляет себя данному человеку с особым.
усердием.
- Часто в этот период дети становятся невозможными нытиками. Идите снова на хитрость: делайте вид, что не понимаете неразборчивую речь, но очень хотите узнать, в чём её суть. Ноет, что хочет сок, переспросите: «Хочешь кок? Ноет бок? Очу ооок? Чулок!» Скажет как следует – получит своё.
- Хуже нытья только истерики. Соберите волю в кулак и не обращайте внимания, пусть орёт, катается по земле, главное, чтобы без травм, остальное – пусть. От вас не должно быть никаких эмоций: ни положительных, ни отрицательных. Не обсуждайте это происшествие. Симулянт должен знать: вас этим не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ ЗАМЕТИЛИ, что случилось. Если ситуация не позволяет «оставить истерику без внимания», попробуйте отвлечь (только не выдать желаемое); не получилось – пожалейте, обнимите, «переведите стрелки» на сказочный, вымышленный персонаж. (Мне очень жаль, но Баба-Яга запретила тёте продавать нам эту игрушку.) Но жалеть и отвлекать – это крайняя мера, истерика должна быть проигнорирована! И помните – все наладится. Результат прохождения кризиса – становление воли, самостоятельности, гордости за свои достижения. Успехов вам!
Консультация для родителей «Ребёнок плохо ест. Что делать?»
Что делать если ребенок плохо ест! Или как сделать еду вкусной. Консультация для родителей
Как правило, всем родителям хочется, чтобы их детки росли сильными, здоровыми и красивыми. А этого невозможно достичь без правильного сбалансированного питания. Однако зачастую, взрослые сталкиваются с проблемой, когда ребенок отказывается принимать пищу, капризничает за столом или проявляет недовольство при виде еды.
Если такое поведение носит систематический характер – возникает впечатление, что с ребенком «что-то не то», он болен и ослаблен. Прежде всего, не стоит паниковать, а следует разобраться в причинах отказа от пищи.
Рассмотрим наиболее распространенные причины «плохого аппетита»:
1. Проблема избирательного аппетита заключается в том, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется. Очевидно, что «проблема избирательного аппетита» прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема скорее педагогическая: ведь ребенок – это маленький взрослый, который усваивает доступные способы манипуляции родителями, и если ему это удается – он охотно ими пользуется для достижения желаемых целей – «получения различных вкусностей».
2. Плохое настроение, отрицательные эмоции. Если у человека плохое настроение, то пищевые реакции могут быть двух типов: отказ от еды или чрезмерное, неконтролируемое поглощение пищи. Оба варианта, как вы понимаете, не несут ничего положительного, полезного для организма. Однако, если ребенок, в плохом расположении духа, не стоит настаивать на приеме пищи, пока его состояние не нормализуется. Задача взрослых: выявить причину и помочь ребенку справиться с проблемой. Если требуется, то проявить заботу, терпение, внимание к своему отпрыску. И только после этого предлагать вкусный и полезный обед.
3. Отсутствие режима питания. Иногда плохой аппетит ребенка проистекает не только из-за неправильного питания, но и вследствие отсутствия режима. Кормят его не в строго назначенное время, а когда придется, поэтому ему трудно сориентироваться во времени и настроиться на прием пищи. Например, ребенок только разыгрался или встал после сна, а его зовут за стол. Обратная ситуация — малыш захотел есть, а еще ничего не готово. Дети, вынужденные питаться не по режиму, становятся нервными, капризными, плохо спят, причем иногда из-за того, что голодны, поэтому довольно скоро родители обращаются к специалистам, считая, что ребенок болеет, тогда как достаточно только ввести и поддерживать в семье определенный режим дня, и уже через короткое время к очередному приему пищи ребенок станет испытывать чувство голода и, соответственно, у него появится аппетит.
4. Перекусы. Другой распространенный вариант ложно пониженного аппетита связан с перекусыванием между едой. Ребенок плохо поел за завтраком, через час ему предлагают бутерброд, еще через час он съедает йогурт, а в обед снова не хочет есть. И так может продолжаться весь день, пока взрослые не осознают, что сами становятся причиной плохого аппетита.
5. Индивидуальное развитие. Все дети очень разные, и потребности их в пище тоже различны. Один ребенок неугомонный, носится как волчок, бесконечно прыгает, везде лезет. Другой — спокойный, малоподвижный, больше любит рисовать, чем играть с мячом. И тот и другой, могут иметь хороший аппетит, а могут и вовсе отказываться от приема пищи. Мерилом адекватности питания ребенка является не количество поглощаемой им пищи, а уровень его развития: темпы роста, активность, своевременность появления у него новых навыков. Если ребенок активен, пусть даже не в активном виде деятельности, проявляет любознательность, интерес к чему-либо новому, вытягивается в длину – это значит, что малышу достаточно для полноценного развития потребляемой пищи.
6. Физические нагрузки. Ни одним ученым доказано, что чем больше человек расходует физической энергии, тем более нуждается в ее пополнении. И дети, в этом случае, не исключение. Хотите, чтобы вашо чадо уплетало за обе щеки все, что вы ему предлагаете, больше гуляйте с ребенком, занимайтесь спортом, играйте.
7. Кормление через силу. Трудами академика И. П. Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков. Пища, принятая обманным путем, плохопереваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний. Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз — синдром привычных рвот.
Таким образом, уважаемые взрослые, пища для ребенка значит очень многое — это его рост, развитие, его энергия и его здоровье. Но понижение аппетита — это вовсе не трагедия. Конечно, это может быть одним из симптомов какого-то заболевания, но чаще таков результат погрешностей питания. А что же все-таки делать?
Первое. Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу — завтрак окончен, обед через 4 часа. Не стал есть суп за обедом — жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.
Природа создала человека таким образом, что он вполне безболезненно может обходиться без еды (но не без питья) несколько дней. Ну, до этого дело, как правило, не доходит, при условии, конечно, что у мамы с бабушкой хватит терпения. А не хватит, ну что же, это ваш ребенок.
Второе. Формирование у ребенка пищевых навыков в значительной степени зависит от примера взрослых. Трудно требовать от малыша вдумчивого поглощения пищи, если папа обычно «на ходу» перекусывает бутербродами, а семья никогда не собирается за обеденным столом. Еще в старые времена зажиточные люди, имеющие малохольных отпрысков, имели обыкновение приглашать на обед детей из бедных семей. Оказывается, хороший аппетит заразителен. И в наше время, когда ребенок питается в коллективе и когда знает, что то, что не съест он, с удовольствием съедят его товарищи, это действует на его аппетит весьма возбуждающе.
Третье. Следует строго соблюдать режим питания и нечего не давать ребёнкув промежутках между приёмами пищи, в том числе соки (особенно сладкие — банановый, персиковый и т. д.) и даже воду. Тогда ребёнок охотно начинает еду с жидкого блюда.
Четвертое. Прием пищи – это своеобразный ритуал и если он будет хорошо организован, это путь к успеху! Старайтесь придавать блюдам аппетитный вид, купите ребенку красивую и удобную посуду (пусть он выберет себе сам то, что хочет, красиво сервируйте стол.
В заключение хочется сказать ещё раз, что при большом желании, здравом смысле и достаточном терпении вы добьётесь успеха в вашем желании вырастить своего ребёнка крепким и здоровым.
Консультация для родителей «Одежда для прогулок» Об этом нельзя забывать !
Одежда и обувь для детского сада, для прогулок.
Одежда для прогулок должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог одеться с минимальной помощью воспитателя или самостоятельно.
Обувь должна быть без шнурков — например, на молнии или на липучках.
Куртка должна быть без пуговиц. Оптимальной застежкой являются липучки или молнии.
Шапку лучше покупать без завязок — например, с застежкой на липучке.
Вместо шарфа удобнее использовать «манишку», которую надевают через голову.
Для маленьких детей лучше купить не перчатки, а варежки. Малышам старших групп, напротив, удобнее в перчатках. Весной и осенью ткань, из которых сшиты рукавицы, должна быть непромокаемой. К варежкам нужно пришить тесемку или резинку. Не пришивайте резинку к куртке! Достаточно продеть ее в петельку для вешалки, чтобы можно было снять и посушить на батарее отопления.
Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоев одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать силу ветра. При одинаковой отрицательной температуре воздуха человек мерзнет тем сильнее, чем больше скорость ветра.
Большое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребенок должен быть одет теплее, чем активный. Слишком укутанных малышей можно встретить гораздо чаще, чем недостаточно тепло одетых.
Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь.
Детей нужно одевать не теплее, чем одеваются взрослые, а возможно, даже легче. (Речь не идет о детях, «гуляющих» в колясках, им нужна дополнительная защита.)
Одевая ребенка, помните, что дети мерзнут меньше, чем взрослые и больше двигаются.
"Правильная" обувь
Различают домашнюю, уличную и спортивную обувь. Обувь для детского сада – вариант домашней обуви. Малышам нельзя носить шлепанцы любых видов, мягкие, свободные тряпичные тапочки. Домашние тапочки должны напоминать туфли -облегающие, открытые, с хорошей вентиляцией.
Ходить дома босиком ребенку не рекомендуется. Хождение босиком по ровному твердому полу может задержать формирование свода стоп и способствовать усилению плоскостопия.
Летом, когда достаточно тепло и
нет опасности поранить или занозить ногу, детям нужно и полезно ходить босиком по земле, траве, мокрому песку, камешкам.
Уличная обувь – более закрытая, чем домашняя. В теплое время года удобна текстильная обувь – легкая, воздухопроницаемая и гигроскопичная. Если вы покупаете босоножки, стопа ребенка должна быть плотно зафиксирована ремешками. Носок уличной обуви для профилактики травматизма лучше выбирать закрытый.
Резиновые сапожки с приложенными в них стельками или чехлами из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. Не надевайте ребенку (по крайней мере, до 3-4-летнего возраста) резиновые сапожки слишком часто или надолго – ноги в них очень потеют. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.
Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Внимательно следите за тем, чтобы зимняя обувь не была ребенку мала. Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков.
Спортивная обувь должна поддерживать стопу при активных движениях. Для профилактики травм важны негладкая, амортизирующая подошва и плотная фиксация. «Липучки» позволяют добиться идеального облегания ног с учетом их анатомических особенностей. Чешки детям надевают только на музыкальные занятия, для занятий физкультурой они не подходят. Тонкая кожаная подошва скользит и не амортизирует, фиксацию и поддержку стопы чешки также не обеспечивают.
Ортопеды не рекомендуют надевать чужую обувь, бывшую в употреблении. Разношенные туфли не будут плотно фиксировать ногу в правильном положении, а если у предыдущего владельца была деформация стопы, то возникшие в процессе носки дефекты окажут неблагоприятное влияние. «По наследству» могут передаваться только резиновые сапоги или практически не ношеная обувь.
Не менее важно правильно выбрать носки. Они должны быть подходящего размера –маленькие сжимают ноги, а большие собираются складками и способствуют формированию потертостей. Носки с пяткой гораздо удобнее носков без нее. У качественных носков материал на пятках и мысках толще, чем в других местах, - это делает их более долговечными.
Носки из натуральных волокон (хлопка и шерсти) лучше впитывают влагу и позволяют ногам «дышать»
Проектный метод в организации работы по патриотическому воспитанию
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.
В современных условиях продолжающихся кризисных явлений произошёл резкий спад и в семейном воспитании подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает одно из ключевых направлений семейного воспитания, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности ребенка как патриота России, способного отстаивать её интересы.
В сложившихся условиях значительно возрастает роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление личности ребенка, его подготовка к самостоятельной жизни.
В связи с этим в современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство.
Основы гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте возможно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации данной задачи как нельзя лучше подходит проектная деятельность.
Виктория Федоровна Шкель утверждает (кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования): «Метод проектов очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации».
Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проект в педагогике понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
1.Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3.Информационно-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Нормативные (проекты по созданию новых норм,соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о народных промыслах, беседы о творчестве художников с рассматриванием репродукций. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: декоративное рисование, сюжетное рисование и др. Игровая деятельность включает дидактические игры и сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях дети прослушивают и разучивают песни о родном городе.
Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями. Вместе с родителями дети посещают музеи, театры, достопримечательности города. В семье дети могут выполнить совместные художественно-творческие работы, подбрать иллюстрации, фотографии и художественные произведения по теме проекта. При поддержке родителей в группе можно организовать тематические выставка, оформить фотоальбомы «Мой родной город», «Помним, гордимся», «Достопримечательности Москвы».
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о членах своей семьи, родословной своей фамилии, составлять родословное древо, пополнять знания о традициях и обычаях семьи, о родном городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, о космосе, планетах Солнечной системы, о первых покорителях космоса. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Памятка родителям о воспитании детей.
Уважаемы родители! ПОМНИТЕ! Если ребенка подбадривают – он учится верить в себя. Если ребенка поддерживают - он учится ценить себя. Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия - он учится находить любовь в этом мире. Уважаемые родители! ПОМНИТЕ! Если: - ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; - ребенка высмеивают, он становится замкнутым; - ребенка хвалят, он учится быть благородным; - ребенка поддерживают, он учится ценить себя; - ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; - ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; - ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; - ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; - ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; - ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.Убираю игрушки сам.

Родительский авторитет в воспитании ребёнка.
Стиль внутрисемейных отношений каждая молодая семья вырабатывает непросто. Совместная жизнь молодых супругов в первые годы приводит порой к столкновению индивидуальных представлений, сформированных каждым супругом в родительской семье, о цели семьи, распределении семейных обязанностей и т.д. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации и др. Таким образом, молодая семья фактически создает свою культуру отношений, воспитания, общения. Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко не все. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Так откуда же берется родительский авторитет, как он организуется? А.С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются и в современных семьях. Вот некоторые из них. 1) Авторитет любви: родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Все это с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция. 2) Авторитет доброты: родители все разрешают ребенку. Они все прощают, исполняют любую прихоть и капризы. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов. Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив. 3) Авторитет подавления: складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца. При непослушании, сопротивлении отец раздражается и начинает кричать. В такой семье часто наказывают ребенка. Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборот, деспот. 4) Авторитет педантизма: родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, разговаривают с ним подчеркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации, назидания. Обычно с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке ребенок либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером. 5) Авторитет чванства: родители чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что «умеют», а тем, что «имеют». В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчеркивания своих преимуществ, выражении пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами и бездельниками. 6) Авторитет подкупа: послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «подкупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю…» – эту фразу мы часто слышим в разговоре матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу. Корни родительского авторитета в самих родителях. Чем более разнообразная, насыщенная, честная, сознательная и нравственная жизнь родителей, тем больше возможностей влияния на ребенка. Родители своим поведением, отношениями к событиям, реакцией на них воспитывают ребенка. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями». Так представлял влияние родителей на своих детей известный педагог современности А.С. Макаренко. Настоящий авторитет… Авторитет знания: Родители должны знать, чем интересуется, что любит, что не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать. Авторитет помощи: В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет это сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это - самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нем, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность. Авторитет ответственности: Ни в каком случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться открыто и твердо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно еще многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребенка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове. Таким образом, авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Требовательное отношение к себе - основа авторитета родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.
«УБИРАЮ ИГРУШКИ САМ!»
Ребёнок играет со своими игрушками на широком пространстве комнаты. В результате они оказываются повсюду и создают полный беспорядок. Удержитесь от замечаний: «Все игрушки разбросал..». Это бесполезно и не нужно. Ребёнок их не разбрасывал специально, он их оставлял в разных местах, переключаясь с одной на другую. Постарайтесь вытерпеть беспорядок, пока малыш играет, но перед сном (дневным или ночным),перед едой, перед прогулкой необходимо убрать игрушки на место.
Сделайте уборку игрушек ценным событием. Отведите для этого 5-10 мин, не позволяя себе торопить ребёнка или убирать их за него, сделайте так, чтоб вас ничто не отвлекало.
Определите место хранение игрушек. Ни в коем случае нельзя хранить все игрушки в одной общей коробке, в куче. Дело ведь не только в том, что, собрав игрушки, мы устраняем беспорядок в комнате, а в отношение к самим игрушкам, в воспитании бережливости. Их можно расположить в двух-трех разных местах. Однако эти места должны быть постоянными, чтобы всякий раз ребёнок знал куда положить ту или иную игрушку.
Сделайте так, чтобы ребёнку не была в тягость уборка игрушек, занимайтесь этим вместе с ним. Не важно, сколько игрушек уберет на место он и сколько вы, главное- дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела. Заранее дайте знать, что пора убирать игрушки. Можно, например, сделать сигналом к уборке игрушек такие нехитрые стишки.
Динь-ля-ра, динь-ля-ра!
Кушать,(спать, гулять)Машеньке пора
Все машины жду, куклы, мишки ждут
Когда к ним подойдут и на место уберут
В темпе, весело убирайте игрушки по местам. Хорошо, если при этом вы будете сопровождать свои действия стихами.
Тем самым вы демонстрируете свое доброе отношение к игрушкам, показываете, что любите их, заботитесь о них. У ребёнка тоже будут возникать и закрепляться этим чувства.
Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через них давайте установку ребёнку на сон, еде, прогулку и т. д.
Малыша непременно надо похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал: «Вот какая Машенька добрая- Мишу за стол посадила, куклу Катю спать уложила, машину в гараж поставила- отдыхайте игрушки! Маша тоже спать пойдет.» Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!»
Например, перед сном, взяв куклу, можно сказать:» кукла Катя, ложись спать . Машенька тоже спать сейчас пойдет, в свою кроватку ляжет». Перед едой: «Мишка-мишутка, садись за стол да посмотри, как Машенька обедать будет и т.п.
ИТАК, РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ:
-Отнестись к уборке игрушек как к важному делу, уделить этому специальное время;
-Определить постоянное место для игрушек;
-Убирать игрушки вместе с ребенком;
-Показать своим поведением доброе отношение к игрушкам.
Дорогие родители! Очень важно стимулировать речевую активность, выразительность речи и расширять словарь Вашего ребёнка. Но не думайте, что для этого обязательны нудные каждодневные занятия. Вовсе нет! Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, в творческих играх.
Наши дети уже могут самостоятельно рассказать о событиях собственной жизни, причём делают это очень выразительно. Попробуйте предложить своему ребёнку следующие творческие задания…
«Давай расскажем сказку»
Попробуйте с ребёнком рассказать знакомые сказки по-очереди. Например…
Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а малыш её заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», малыш: «…курочка Ряба» и т.д.
«Говорим по-разному»
Прочитайте один и тот же детский стишок сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, другая - печальная, третья – удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, на другой – три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
«Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и о своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи ребенка может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое Вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать Вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить Вашего рассказчика!
Консультация для родителей:
«Правила хорошего тона за столом».
В рамках программы обучения и воспитания детей в детском саду большое внимание уделяется культуре поведения дошкольников. Условно можно выделить следующие компоненты:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно-гигиенические навыки.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и эстетический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении сидящих рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Все правила вежливости, в том числе и правила поведения за столом, существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вередили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому нужно учиться и учить детей с раннего возраста, чтобы не попадать впросак из-за своей неловкости или незнания. Нужно вырабатывать у детей хорошие привычки.
Обычаи, поведение за столом во время еды и сервировка стола появились много веков назад. Например, ложки и ножи на обеденном столе появились только в 16 веке в Европе, а вилки немного позже.
При дворе Московских государей тарелки, ложки, ножи подавались только почетным гостям, сами же хозяева брали руками нарезанное заранее кушанье.
Царь Петр I решил навести порядок – обучить русских дворян европейским манерам, чтобы не стыдно было перед иностранцами. По его повелению была отпечатана книга: «Юности честное зеркало».
Много внимания в книге было отведено тому, как молодой дворянин должен вести себя в обществе, в том числе за столом.
С тех пор, конечно, некоторые правила этикета явно устарели, но на смену им пришли новые правила, соблюдения которых говорит о воспитанности люде.
С дошкольного возраста дети должны усваивать определённые правила поведения за столом. Например:
- за столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.
- правильно пользуйся столовыми приборами.
- ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.
- не кроши хлеб, отламывай по кусочку.
- закончив еду, клади ложку, вилку в тарелку, а не на скатерть.
- пользуйтесь салфеткой во время еды.
- не бегай с бутербродом, кусочками съестного – поешь за столом.
Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Надо добиваться, чтобы дети если с удовольствием, аппетитом и опрятно. Желание ребенка выполнять требуемое правило, например, есть аккуратно, во многом определяется связанным этим действием, чувством приятного или неприятного. Поэтому так важно, чтобы посуда, сервировка стола была красивой и удобной в пользовании.
Освоение детьми культуры еды начинается с младшей группы. В этом возрасте дети на картинках и в жизни учатся узнавать процесс еды. Они знают предметы, необходимые для еды: посуда, столовые приборы. Дети с трех лет выражают стремление есть самостоятельно, отказываются от предложения «кормить с ложечки». Радуются, что умеют есть самостоятельно, как старшие. По напоминанию взрослого пользуются салфеткой. Замечают по показу воспитателя красиво сервированный стол, красочную посуду, вкусную еду. Узнают и называют некоторые блюда: суп, борщ, каша, котлеты, пюре, компот, сок, чай. По напоминанию взрослых говорят «спасибо», помогают убирать за собой тарелку, чашечку. Дома дети с удовольствием наблюдают как мама моет посуду, делают попытки вымыть свою чашку, тарелку; подают бабушке хлеб, пирожок. Основным, в этом возрасте, является пример воспитателя и взрослых.
На четвертом году жизни дети уже знают отдельные правила поведения за столом: не разговаривать, пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших. Дети более умело пользуются ложкой и вилкой; едят самостоятельно, не проливают пищу. После еды ложку и вилку кладут на тарелку. За общим столом не мешают другим детям, не пользуются их приборами. Откликаются на просьбы взрослого помочь накрыть стол или убрать со стола отдельные приборы.
Воспитание культуры еды в средней группе усложняется тем, что предъявляя детям новые требования, педагог должен постоянно закреплять уже сформированные в младших группах умения и навыки. У детей формируется положительное отношение к культуре еды. Они понимаю, что окружающие ободряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявление неряшливости, неопрятной еды. В этом возрасте формируются навыки сервировки стола. Воспитатель следит за правильностью дежурства по столовой, поощряет усилия, помогает, заботится о том, чтобы все дети группы прошли через дежурство.
Поведение воспитанников старших групп свидетельствует о ом, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков (хорошо-плохо) к обобщенным понятиям о хорошем поведении.
Происходит углубление представлений о правилах культуры поведения за столом. В этом возрасте ребенок уже в состоянии оценивать поведение свое и окружающих.
Воспитывая у детей культуру поведения за столом, педагог может руководствоваться разными методами и приемами:
- личный пример;
- этические беседы;
Просмотр картин и иллюстраций;
- просмотры диафильмов;
-картинки с юмористическим содержанием;
-игры-занятия «покормим куклу», «мы дежурим», «сервируем стол»;
-художественное слово.