Доступная среда

                                                        

         В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. Inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.             

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной группе при ДОО.

                                                         Восемь принципов инклюзивного образования:

                 1.  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

                  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

                  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

                  4. Все люди нуждаются друг в друге;

                  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

                  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

                   7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

                   8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

           Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

                                 Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

         Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014), Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

       В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

                                                                               
                                             Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ:

        Обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 1,5 лет до 7 лет на качественное и доступное образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.

       Форма образовательной инклюзии детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к инклюзии в среду нормально развивающихся сверстников и предусматривает:

  •  частичную инклюзию, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы в количестве 1- 2 ребенка;
  • комбинированную инклюзию, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, в количестве 1- 2 ребенка на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования для детей с ОВЗ осуществляется в системе психолого-медико-педагогического сопровождения.

        Прием детей с ОВЗ в общеобразовательную группу осуществляется на основании Положения об организации комбинированной и (или) частичной инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательную группу ДОУ, письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ, медицинского заключения лечебного учреждения и осуществляется в общем порядке, установленном законодательством.

          В основе инклюзивного образования лежит парадигма гуманистической педагогики, деятельность ДОУ выстраивается на концепции:

  • ü развития личности Л. С. Выготского, идеи о «зоне ближайшего развития» и развивающего обучения;
  • ü амплификации (обогащения) психологического развития дошкольников (А.В.Запорожец и его школа);

на принципах личностного и деятельностного подходов (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

        Оказание образовательных услуг детям-инвалидам осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения врачей – специалистов при наличии выписки из истории развития ребенка, не более 1-2 человек на группу с сопровождающим взрослым.

Выбор модели по оказанию образовательных услуг ребенку-инвалиду основывается на следующих показателях:

  • особенность развития ребенка;
  • характер продвижения ребенка в процессе образования;
  • степень интеграции ребенка в коллектив сверстников;
  • желания и запросы родителей (законных представителей).

Выбор содержания, форм, средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках каждой модели определяется общеобразовательной программой ДОУ.

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

       Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет.

      Работает логопедический пункт для оказания практической помощи по коррекции речевого развития детям ОВЗ, посещающим ДОУ.

       Дети - инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

       Дети – инвалиды (если таковые имеются) получают образоаниве в группах общеразвивающей направленности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.

Объекты для проведения практических занятий

Работает логопедический пункт для оказания практической помощи по коррекции речевого развития детям ОВЗ, посещающим ДОУ.

Библиотека

Специально предусмотренные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованные библиотеки в ДОУ отсутствуют

Спортивные объекты

 Спортивные объекты отсутствуют

Средства обучения и воспитания

кабинет педагога - психолога

кабинет учителя - логопеда 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

 В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №12» функционирует с 1974 года. В учреждении ведётся работа по созданию без барьерной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ. 

       Учреждение располагается в отдельно стоящем  2-х этажном здании. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

        Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Специальные условия питания

           В ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20.  Работа пищеблока организована на сырье.  Продукты питания доставляются поставщиками в соответствии с заключенными договорами.  Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья  в ДОУ осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. ДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное 5 разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин) при 12-часовом пребывании детей в детском саду.                                                         

           Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не осуществляется.

Специальные условия охраны здоровья

         Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется ГУЗ Алексинской районной больницей в соответствии с договором на оказание медицинских услуг и соглашения о взаимодействии.

        Обеспечивается оказание несовершеннолетним первичной медико-санитарной помощи:

  • организуются профилактические осмотры;
  • проведение санитарно-просветительской работы;
  • контроль питания;
  • организация иммунопрофилактики;
  •  учет туберкулиновых проб;
  •  организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий

         В ДОУ имеется медицинский кабинет и процедурный кабинет, которые оснащены следующим оборудованием: весы, ростомер, стол, холодильник, переносная бактерицидная лампа, столики процедурные – 2 шт., шкаф для медикаментов, столы письменные, кушетка, стулья для взрослых, шкаф для документации

       Санитарно-гигиеническое состояние учреждения соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя, корригирующая с использованием дыхательных упражнений, пальчиковая гимнастики, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).

        Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в учреждении оборудованием.

Доступ к информационным системам

       Воспитанники ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям. Специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет. 

      Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).

Электронные образовательные ресурсы

        Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

      Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Специальные технические средства обучения

 В ДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников:

  • 3 интерактивные доски;
  • мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале;
  • переносная мультимедийная установка;
  • музыкальный центр (музыкальный зал);
  • магнитофоны 
  • интерактивная песочница "Островок"
  • сенсорный игровой развивающий комплекс "Забава"

      Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МБДОУ «ДС омбинированного вида №12» отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МБДОУ «ДС комбинированного вида №12» не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie